Організаційно-управлінське забезпечення відновлення Донбасу: стан, проблеми, перспективи
 Конференції  18.12.201752  00.0
28 сентября 2015г.                                                               г. Славянск
 
Доклад
зам. директора Института экономики промышленности НАН Украины доктора экономических наук, профессора Новиковой О.Ф. на пленарном заседании конференции «Перспективи відновлення Сходу України на засадах збалансованого розвитку» на тему: «Організаційно-управлінське забезпечення відновлення Донбасу: стан, проблеми, перспективи»
 
Я благодарю организаторов конференции за настойчивость, последовательность и профессионализм в продвижении и реализации идей устойчивого развития в условиях системного кризиса и военного конфликта.
Я благодарна Татьяне Валентиновне Тимочко за то, что она желаемую декларацию о субъектности отношений гражданского общества и власти воплощает в жизнь. И наконец, нет большего счастья для представителя науки, когда результаты исследований доводятся до адресатов, которые их должны решать, а это представители органов государственной и регионального управления, которые здесь присутствуют.
Почему я заявила тему выступления о состоянии и проблемах организационно-управленческого обеспечения восстановления Донбасса? Да потому, что эти проблемы стали тормозом и тупиком для выхода из кризисной ситуации в стране и преодоления негативных последствий военного противостояния на Востоке Украины. Совершенствование и организационной, и управленческой деятельности не требует значительных финансовых затрат. Необходимо правильное видение  и понимание ситуации, желание конструктивно с меньшими издержками решать проблемы и демонстрировать ответственность, сплоченность и патриотизм.
Да! Украина не имеет опыта ведения национального хозяйства в условиях войны. Но это не оправдание отсутствия мобилизации и инновационности в деятельности управленческих структур.
Доказательством этому есть инертность министерств и ведомств Украины внести в Положения своей деятельности новые функции, обязанности, взять на себя ответственность за преодоление кризисной ситуации в экономической, в социальной, в экологической сфере, негативных последствий войны. С одной стороны не было указаний сверху сделать это, с другой стороны не было инициативы снизу. Ни Минэкономразвития, ни Министерство чрезвычайных ситуаций, ни Министерство образования и науки, ни Министерство внутренних дел, ни Министерство по охране здоровья не включили в свои обязанности дополнительные задания и функции по преодолению последствий военного противостояния и восстановления Донбасса. Министерство экологии и природных ресурсов 21 января 2015 года обновило свое Положение о деятельности и, зафиксировало в нем новые рамковые конвенции ООН , но не затронуло негативные экологические последствия, связанные с войной. Все равно придется их преодолевать, силами этого министерства, так почему же не зафиксировать это? Вопрос открытый.
Еще более непонятно почему при внесении новых изменений и дополнений в Закон Украины «Про раду національної безпеки і оборони України» от 25.12.2014 года законодатели ограничились только расширением прав и гарантий этой структуры, не затронув обязательств по сферам национальной безопасности, в том числе проблем экономической, социальной и экологической безопасности. в связи со сложившейся в стране обстановкой. В действующей Стратегии национальной безопасности Украины нет социальной безопасности, т.е. человек с его проблемами, связанными с войной и ее последствиями не стал приоритетным национальным интересом.
Честь и хвала руководителям Минсоцполитики, которые инициируют подготовку в стране Стратегии социальной безопасности, но эта инициатива пока не имеет продвижения.
Только два министерства определили в своих заданиях проблемы, связанные с событиями на Востоке Украины. Минрегионбуд Украины взял на себя ответственность за восстановление промышленной, транспортной и социальной инфраструктуры Донбасса. А Минсоцполитики – за учет переселенцев и создание реестра для предоставления адресной помощи. Но на самом деле фактически делает гораздо больше и работает на пределе возможного.
Для решения текущих проблем Донбасса и его развития хорошо выписано Положение о деятельности Государственного агентства Украины по вопросам восстановления Донбасса, которое создано в ноябре 2014 г. Но реализация заданий и обязательств этого агентства оказалось в тупике из-за отсутствия руководителя. Назначенный Николаенко был люстрирован и только в июне 2015 г., был назначен председатель Госагентства Вадим Олегович Черныш, на которого с надеждой смотрит весь Донбасс. В целом бездеятельность госагентства это демонстрация того, что можно брать на себя обязательства, не выполнять их и не нести за это никакой ответственности. Когда наконец-то есть достойный руководитель все ждут активных действий. Особенно ученые-переселенцы - востребованности и конструктивного сотрудничества.
Нет скоординированности и сбалансированности действий по стратегическим вопросам развития страны и регионов, в том числе и Донбасса. Одной из причин этого является  неразделенная ответственность среди органов и структур государственной власти, а также между государством и регионами. Традиционно сложилось так, что тот, кто формирует стратегию тот за нее и отвечает. А изменений в заданиях и обязательствах в Положениях о деятельности министерств и ведомств не происходит. Поэтому и констатируем в Украине высокое качество принятых правовых документов и их нереализованность.
Все долгосрочные Стратегии, принятые в Украине, должны фиксироваться в обязательствах органов и структур власти, что автоматически предполагает ответственность за их реализацию.
 Назову основные Стратегии, которые должны трансформироваться в новые задания и обязательства Министерств. Это Стратегия реформ в Украине 2020, Стратегия устойчивого развития Украина 2020, Государственная стратегия регионального развития на период до 2020г. и Национальная Стратегия в сфере прав человека.
Я хочу всех поздравить с Национальной стратегией по обеспечению прав человека в Украине, (принята Указом Президента25 августа 2015 года). Здесь действительно с учетом требований международного уровня и насущных национальных потребностей выписаны цель и результаты реализации стратегии, здесь человек становится на вершине пирамиды, а не власть и деньги. Эта стратегия предполагает обеспечение приоритетности прав и свобод человека как определяющего фактора при формировании государственной политики, принятии решений государственной власти и местного самоуправления. В Указе Президента предусмотрено формирование Плана действий по реализации Национальной Стратегии в сфере прав человека на период до 2020г., т.е. до декабря 2015 г. Есть возможность всем Вам и нам плодотворно поработать. Для Донецкой и Луганской области эта Национальная стратегия имеет особое значение, т.к. в ней впервые среди правовых документов государства открыто и системно обозначены нарушения прав человека в стране и на оккупированной территории и обозначены действия по изменению ситуации.
 Для реализации в Донбассе этой Национальной стратегии должна быть соответствующая трансформация и направлений, и мер, и механизмов достижения целей защиты прав и свобод человека с дополнениями, учитывающими потребности региона.
Для Донецкой и Луганской областей, учитывая сложности управления в условиях нестабильности, неопределенности, военного противостояния и, конечно, смены руководителей надо прилагать невероятные усилия, чтобы восстанавливаться на принципах сбалансированного развития.
Главе нашей Донецкой обладминистрации Жебровскому Павлу Ивановичу и главе Луганской обладминистрации Туке Георгию Борисовичу чтобы обеспечить достижение этой цели надо понимать, принимать и любить  людей своих областей и показывать им их значимость в восстановлении области. Работать надо инновационно с государством, с сотрудниками облгосадминистрации, с человеческим и научным потенциалом области. Конкретно это выражается:
1) в постоянной грамотной и обоснованной постановке задач по восстановлению и развитию областей перед органами и структурами государственной власти. Здесь должна быть встроенность области во все государственные стратегии и программы, участие во всех Планах мероприятий по реализации стратегий, и их государственное финансирование на потребности области;
2) в способности и готовности в экстремальных условиях обеспечить качество, гибкость и эффективность Стратегий развития Донецкой и Луганской областей до 2020 г.
 3) в инициированнии разработки Соглашений регионального развития между областными советами и КМУ, направленных на согласование государственных и региональных интересов;
4) в использовании депутатского корпуса для поддержки законодательных инициатив, обеспечивающих ускорение восстановления и развития Донбасса;
5) в прозрачности получения и реализации средств международных фондов по оказанию помощи Донецкой и Луганской в их восстановлении и развитии;
6) в изменении системы работы облгосадминистрации, в проведении выездных заседаний, круглых столов, семинаров, тренингов, которые направлены на решение проблем области;
7) в привлечении общественных организаций как субъектов управления области для совместного решения проблем, в формировании доверительных, партнерских отношений с ними. Но в эти отношения заложить фундамент ответственности;
8) в изучении мнения населения областей по поводу проблем, приоритетов и механизмов восстановления областей с учетом интересов людей в достойной жизни;
9) в сохранении ученых-переселенцев, в оказании им всесторонней поддержки и помощи для эффективной работы, в приоритетном привлечении ученых переселенцев Донецкой и Луганской областей для решения проблем Донбасса;
10) в использовании информационных ресурсов как важнейшего рычага для формирования социального оптимизма у населения страны и региона;
11) в создании и успешном функционировании специализированных ресурсно-мониторинговых центров из представителей власти, территориальных громад, бизнеса, институтов гражданского общества. Ихнадо делать образцами укрепления отношений субъектности на основе конструктивизма и социальной ответственности.
И последнее. Вчера на Президиуме Национальной Академии наук Украины были рассмотрены два вопроса. Это судьба академических институтов Донецкой и Луганской областей и доклад, подготовленный пятью академическими институтами, двумя перемещенными из Донецка - институтом экономики промышленности НАН Украины, инсттитутом экономико-правовых исследований, а также тремя киевскими стратегическими институтами - Институт демографии и социальных исследований по заданию РНБО Украины, «Відновлення Донбасу: оцінка соціально-економчіних втрат і пріоритетні напрями державної політики», представленный академиком НАН Украины Либановой Эллой Марленовной.
Из 11 академических институтов переехали 10. Большинство занимают активную позицию по выживанию, но спасательных кругов им не бросают ни государство, ни руководство Донецкой и Луганской областей.  В результате 3 института будут закрыты. Сейчас без жилья, помещений для работы, обычного и спецоборудования, без специального финансирования заказов от государства и регионов, без предпочтений в передаче международных грантов ученым-переселенцам, без поддержки депутатов Верховной Рады страна теряет интеллектуальный капитал нации. Главное, что ученых-переселенцев из Донбасса не надо мотивировать к его восстановлению. Они хотят этого и готовы решать проблемы возрождения Востока Украины на принципах сбалансированного развития. Поставьте перед ними такие цели и задачи, создайте условия для их выполнения и они свернут горы.
Национальный доклад по восстановлению Донбасса будет в открытом доступе в Интернете на сайте Отделения экономики Президиума НАН Украины, когда будут устранены замечания разрешение от НРБО Украины как заказчика на эту работу. Но главное там отражено, что должно делать государство для восстановления Донбасса и какие оно несет издержки.
 К сожалению время не позволяет дать пояснения к предложениям в рекомендации конференции, поэтому я их передаю организаторам конференции. Здесь рекомендации и задания Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины. А остальным министерствам и ведомствам Украины, а также руководству Донецкой и Луганской областей я передам позже.
Я благодарю Бога, за возможность пройти испытания, за раскрытие неисчерпаемого потенциала и таланта нации быть отзывчивыми и солидарными, за веру в перспективы устойчивого развития страны и Донбасса, внешнюю и внутреннюю поддержку и стремление к миру, созиданию и прогрессу.
Доклад окончен! Спасибо за внимание!

 
Для рекомендаций конференции:
Верховной Раде Украины
внести дополнения и изменения в Хозяйственный, Бюджетный, Налоговый, Таможенный кодексы, проект Трудового кодекса, Закон Украины «О поддержке развития малого предпринимательства» и др., направленные на стимулирование активности субъектов правовых отношений на формирование условий возрождения Востока Украины на основе сбалансированного развития;
внести дополнения и изменения в Закон Украины «Об индустриальных парках» для развития промышленных парков на базе угольных шахт;
внести дополнения и изменения в Таможенный Кодекс и Закон Украины «О таможенном тарифе в Украине», которые дают преференции отечественным инвесторам для хозяйственной и инвестиционной деятельности в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (освобождение от оплаты ввозной пошлины и налога на добавленную стоимость при условии ввоза на территорию Украины энергоэффективных материалов, оборудования , и др, которые не производятся отечественными предприятиями);
временно восстановить положения в Налоговом кодексе Украины об освобождении от налога на прибыль деятельности по производству и использованию газа (метана) угольных месторождений для производства электроэнергии;
внести изменения и дополнения к Закону Украины «О жилищно-коммунальных услугах», предусмотреть освобождение субъектов коммунального сектора экономики от оплаты налога на добавленную стоимость с соответствующим перенаправлением освобожденных денежных средств на восстановление производственных фондов на модернизацию и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры на период действия спецрежима хозяйственной и инвестиционной деятельности в Донецкой и Луганской областях;
Кабинету Министров Украины
разработать Стратегию структурной перестройки экономик Донецкой и Луганской областей с одновременным созданием фонда реструктуризации Донбасса;
разработать и принять Программу экологической модернизации теплоэлектростанций Донбасса и Украины;
предоставить строительным предприятиям Донбасса, работающим по социальному заказу (государственному, региональному, городскому) по капитальному ремонту и восстановлению инфраструктуры, льготных каникул ремонтным и строительным малым и средним предприятиям;
обеспечить стимулирование развития публично-частного партнерства между государством и частным сектором для возрождения Донбасса путем совершенствования процедуры предоставления господдержки для разработки и реализации проектов публично-частного партнерства;
предоставить беспроцентные кредиты на восстановление гражданами утраченного или поврежденного жилья (или приобретения нового жилья), обеспечить инвестирование в строительство социального жилья с привлечением бюджетных средств и средств в рамках публично-частного партнерства;
разработать государственные и региональные программы охраны здоровья, которые должны финансироваться за счет субвенций (60%), взносов частных и негосударственных организаций (20%) и международных финансовых организаций (20%);
обеспечить развитие первичной медико-санитарной помощи с предоставлением стационарной, неотложной и экстренной медицинской помощи населению Донецкой и Луганской областей;
подготовить, утвердить и обеспечить реализацию Национально программы реформирования бюджетного финансирования охраны здоровья Донбасса и прилегающих территорий;

 
Список литературы:
1. Про Стратегію сталого розвитку «Україна – 2020»: Указ Президента України від 12.01.2015р. № 5/2015// Офіційний вісник України.-2015.-№4.- Ст.67.
2. Про затвердження Державної стратегії регіонального розвитку на період до 2020 року: Постанова  Кабінету Міністрів України від 06.08.2014 р. № 385 // Офіційний вісник України.-2014.-№70.- Ст.1966.
3. Про затвердження Національної стратегії у сфері прав людини : Указ Президента України від 25.08.2015р. № 501/2015// Офіційний вісник України.-2015.-№69.- Ст.2257.
Фото

відновлення Сходу України.