Смысложизненные и духовные ориентиры Человека в эпоху модерна и постмодерна
 Публікації  23.11.2017124  00.0
Панькова Оксана Владимировна Панькова Оксана Владимировна
Панькова Оксана Володимирівна
Pankovа Oksana
зав.сектором проблем економічної соціології
Інституту економіки промисловості НАН України, 
кандидат соціологічних наук, доцент


 
 

Смысложизненные и духовные ориентиры Человека

в эпоху модерна и постмодерна

 

Проблема глобализации и трансформация в связи с этим cмысложизненных и духовных ориентиров Человека, является одной из наиболее актуальных проблем современности. Не менее важным становится поиск тех устойчивых оснований, которые являются опорой и для человека, и для общества, и для страны в эпоху постмодерна. Здесь духовно-ценностные основания и позиции православного христианства являются ключевыми, т.к. позволяют сберечь и сохранить собственную цивилизованную модель, которая сложилась на наших территориях еще с давних времен.

Почему сберечь? Потому, что глобальный мир размывает пространственные границы стран и государств, этносов и народностей, обращая человечество в единое глобальное целое, а значит с единой системой мирового господства. Это, безусловно несет за собой целый ряд угроз и опасностей как локального, так глобального масштаба. С позиций объективного подхода, глобализация является следствием перехода к четвертой информационно-технологической революции (НТР). С позиций же субъективного подхода за моделью глобализирующегося мира стоит конкретный субъект, который «правит балом» всемирного масштаба. В этом контексте глобализация характеризуется стремлением развитых стран навязать всему человечеству собственную цивилизационную модель, в качестве универсальной доминанты общественного развития. Проводниками такой идеологии являются страны так называемого “золотого миллиарда” (составляющие ядро глобализующегося мира).
В этом случае страны и целые народы попадают в ранг “нецивилизованных” (статус – полупериферии и периферии), поскольку исторически сложившиеся религиозно-этические, социально-экономические и политико-правовые институты и формы бытия этих народов не вписываются в рамки евро-атлантической цивилизационной парадигмы.

Поэтому идеологи стран «золотого миллиарда», утверждают, что страны не западного типа цивилизации могут достичь высокого уровня развития только в случае принятия западной системы ценностей и созданной на их основе модели экономического развития. В фарватере этого движения стоят Соединенные Штаты Америки, поэтому по всему миру расширяются процессы “американизации”, “вестернизации”. Как мы видим, объективный, по сути, процесс глобализации, оказался подчинен субъективным интересам наднациональных финансово-олигархических структур Запада.

Но значит ли это, что мы должны отказаться от собственной цивилизационной модели, основанной на базовых ценностях Православия, и встраивать наши православные государства в систему однополюсного глобализирующегося мира? Конечно же, нет. Крайне важно сделать все для того, чтобы сберечь свою религиозно-культурную самоидентификацию, сохранить и укрепить основы православного христианства там, где они существовали издавна. Для этого необходимо разобраться в самой природе глобализирующегося общества, выявить риски и опасности, которые она несет для человека, для стран и человечества в целом.

Основные признаки эпохи постмодерна и опасности, которые она несет миру и человеку

«Эпоха постмодерна» - это етап развития, на который переходит человечество в условиях глобализации. Постмодерн формирует новый тип общества с множественностью проявлений и идентификаций – это и общество постиндустриальное, и общество информационное, и глобализирующееся общество, общество научно-технической и информационно-технологической революции. Добившись действительно великих достижений в сфере материальной культуры, западный мир радикально оторвался от своих традиционных духовных, христианских корней. Это, в свою очередь, и повлекло за собою утрату подлинных мировоззренческих и социально-нравственных ориентиров как на микро-, так и на макро-уровнях.

В эпоху глобализации (постмодерна) все человечество меняет свою структуру (Рис.1)


 

Позиции ядра занимают самые развитые страны мира (страны «золотого миллиарда»). Они ведут такую внешнюю политику, которая не направлена на расширение этого ядра при этом насаживают другим странам свои цивилизационные модели развития.

Одновременно меняется природа человека, запрос на формирование устойчивых мировоззренческих оснований (внутриличностных ядер) - не ставится. Все вращается вокруг «игры в истинную жизнь» – комфортные условия жизни, информационные сети, рационализм, материальное благополучие, стремление к новым возможностям, к компьютерным знаниям, языкам, овладению ИКТ-технологиями, межстрановая мобильность и т.д. Происходит отрыв от привычных корней – и в духовном, и в социальном планах – массово растет индивидуализация, обособленность, социальное неравенство. В сознании человека происходит размывание понятий «семья», «государство», «страна», «Родина», (об этом феномене речь пойдет в подразделе 2). В этот период в глобализирующемся обществе формируются новые социальные типы личности (человек глобальный, человек потребляющий, человек мобильный, человек информационный), которые имеют совершенно иные качественные характеристики по сравнению с предыдущей эпохой модерна (индустриального общества). Динамика сущностных изменений наглядно представлена на Рис.2.

Рис. 2. Динамика символических образов человека от эпохи премодерна до постмодерна

Ключевая задача глобализации - заключить человека в новую глобальную ловушку, в которой и сам человек, и человечество все дальше удаляются от Творца, от идеала, от своей истинной природы, от своего высокого предназначения. Современный человек «заигрался в своих игрушках», превращается в человека «играющего» (Рис.2 – «человек-шутка»), живущего в иллюзорном, ирреальном виртуальном мире. Здесь Истинная природа Человека подменивается на искусственную, бесперспективную, игровую, эффемерную, лишенную высокого смысла; отсутствует запрос на реализацию общечеловеческих ценностей, на укрепление мировоззренческих, духовно-нравственных ориентиров человека; расширяется пространство антропологического кризиса, резко повышаются риски глобальных опасностей.

Рис. 3 Структурные составляющие Духовной жизни человека (научное мировоззрение)[1]

Мировоззрение служит высшим регулятором поведения и действий личности, оно необходимо для ориентации, для определения своего места и своей роли в общественном развитии. Мировоззрение только тогда полноценно, когда личность претворяет в жизнь свои идеалы, руководствуясь ими в обществе, семье, труде. Вот почему степень связи мировоззрения с поведением является одним из важнейших показателей качеств личности. Современный человек в эпоху глобализации отходит от самого себя – от тех внутренних духовно-ценностных оснований, которые формируют и укрепляют внутренние опоры – определенность, устойчивость, жизнестойкость, ответственность, порядочность и др.

Рис. 4. Трехчленная структура мировоззрения

Пусковым механизмом для раскрытия духовных начал в человеке выступает та часть мировоззрения, которая строится на миропостижении – от теологических знаний и оснований - к вере и воле человека, от теологических ориентаций – к познанию Бога в себе и проявлению этой связи через дела - в преобразовании мира вокруг себя, улучшая его во благо всех (Рис.4).

Мировоззренческое ядро составляют именно те содержания, которые определены устойчивыми, из рода в род передающимися и выраженными в ментальных концептах суждениями, непосредственно связанными с проявлением и реализацией основных феноменов бытия человека. Изменчивыми, текучими, подвижными по своим свойствам будут суждения, которые находятся на периферии мировоззрения и которые соединяют сознание человека, как чувственно- мыслящий поток, с динамичными процессами, происходящими в материальной действительности.

Поэтому для человека, у которого сформировано мировоззренческое ядро, есть твердые основания для того, чтобы идти по пути Истины, раскрывая свои духовные начала в повседневной (обыденной) жизни.По сути это то мировоззренческое ядро, которое соединяет современного человека с его глубинными корнями, опытами предшествующих поколений, которые «хранятся как база данных» в самом человека в виде коллективного бессознательного в соединении с индивидуальным осознанным выбором. Как меняется содержание мировоззренческих, ценностных, смысложизненных ориентиров Человека в эпоху модерна и постмодерна? Проведенный анализ позволил системаизировать эти изменения (Табл. 1).

Таблица 1.

Мировоззренческие, ценностные, смысложизненные ориентиры

Человека в эпоху модерна и постмодерна

ЧЕЛОВЕК

В эпоху модерна

В эпоху постмодерна

Мировоззрение[2], ценности, смыслы, устойчивое содержание внутреннего мира

Человек интерпретируется как– уникальная целостная самодостаточная личность, способная созидать саму себя и мир вокруг, познавать Бога и проявляться в делах

Человек – субъект преобразований,

Жизнь человека – в его руках

В эпоху глобализации жизнь превращается в «калейдоскоп» непрестанно меняющихся ситуаций, поэтому сам человек практически не может влиять на внешний мир и ситуации, практически то же происходит в мире внутреннем о постмодернистские теоретики говорят о «децентрированном субъекте».

Личность анализируется в множестве коммуникаций, в интерсубъективности, включенности в систему информационных сетей, в глобальное сообщество - в систему взаимодействия различных культур

Расширение возможностей человека в информационном обществе уводят от идеи Бога, от тадиций

Четкое обозначение смыслов – объективное-субъективное, реальное-ирреальное

Божественное - сатанинское

практически устраняется смысловой «зазор» между истиной и ложью, объективностью и иллюзорностью – все неоднозначно, неустойчиво, все – допустимо(!!!)

поэтому человек предстает флексибилизированным, шизофреничным, разбалансированным, децентрированным, подверженным случайным выборам, «узкоколейным» целям

Ориентация – на формирование и наличие мировоззренческого ядра, устойчивость внутриличностной структуры

Не обязательность наличия мировоззренческого ядра, устойчивой внутриличностной структуры – все изменчиво и внутри, и во вне

Отсутствуют четкие смысложизненные ориентиры, предписанная жизненная цель, системность в восприятии мира. Масс-медиа существенно изменяет самоощущение человека

Определенность в понимании

Стремление следовать идеалу, к нравственной целостности человека, определяемой феноменальным единством свободы, понимания, веры, охраняется совестью

Все существующие типы мировоззрений признаются равноценными, и различаются они между собой только привычностью-непривычностью, удобством-неудобством, ситуативно обусловленной выгодностью- невыгодностью для данного субъекта и т.д.

Общечеловеческие ценности – приоритетны и признаны в мировом сообществе и национальных государствах. Традиционные религии

Нарастание объема мировоззренческих ценностей, где нет доминантных - смысложизненных, либо вовсе таковыми являются – выбирай по вкусу

Человек пребывает в общественной системе, где разрушены прежние взаимосвязи, модели поведения, где весьма условно само понятие ценности

Трансформируется воздействие на духовные сферы общества, формирующие личность, расшатываются традиционные системы ценностей, кризис ценностей в ряде обществ, притязание на универсальные ценности - в других

Усиливается процесс утраты человеком контроля над значимыми социальными и личными событиями, нарастает понимание незащищенности, неопределённости перед лицом неподконтрольных перемен. Углубляется диссонанс с унаследованными от прошлого периода ощущениями стабильности

Преобладающими являются ощущения стабильности, внутренней уверенности в собственной необходимости обществу, надежности и перспективе своего существования

Преобладающими являются неустойчивость, хаотичная рассредоточенность социальных ролей, атомизация и дезинтеграция социального пространства

 

 

Основные характеристики социального типа личности

Человек – социализированный - центральный субъект преобразований

Уникальная целостная личность

Смысложизненные ориентиры – внутриличностная целостность человека, гармоничная связь с внешним миром и ближайшим окружением; жизнь направлена на самосознание и саморазвитие личности, стремится реализовывать жизненные ценности, придерживается принципов

Меняется парадигма критического мышления, появляется способ нового восприятия мира, формируются новые модальные типы личности:

Человек индивидуализированный – «децентрированный», многогранный, не целостный, изменчивый, нестабильный, действующий ситуативно

Человек глобальный –

Человек информационный –

Человек мобильный

Человек манипулируемый (объект манипуляции масс-медиа, СМИ)

 

Биография человека характеризуется фрагментарностью, отсутствием логической целостности, разломами, новыми начинаниями, ситуативностью

Человек потребляющий материальные блага, объект манипуляции массовой культуры, вестернизации

 

Человек, потребляющий материальные блага, непосредственно включен в виртуальное пространство и информационные сети, позиционирующий себя в множественности образов

Идентичность

идентификационные основания личности традиционно обозначаются в соответствии с институциональными механизмами общественной жизни:

ориентации в мире (по выбору профессии, получаемому образованию, нравственной и религиозной самооценке, по семейному положению, по статусу, по материальному благополучию и т.д.)

идентификационные основания личности становятся результатом разрушения прежних форм социальной жизни. Размывание прежде устойчивых социальных институтов обусловило большую долю неопределенности в деятельности человека, концентрированную эпизодичность его личностной и жизненной истории

Субъект в таком обществе вынужден ежедневно выполнять множество социальных ролей, похожих, скорее, на специфические «игры» с быстрым и неуловимым изменением правил и форматов этих «игр» (Ж. Лиотар) Стабильность и успех человека теперь зависят от того, насколько быстро он способен сломать собственные модели поведения и включиться/подстроиться под новые правила игры, об изменении которых его, как правило, никто не уведомляет.

 

 

 

Что делать?

  • современных условиях требуется осознанная активность человека еще в большей мере, чем это имело место в эпоху модерна. Чтобы не стать мишенью и объектом манипуляций необходимо формировать свое внутреннее защитное пространство на уровне личности, группы, общности, сформировать и реализовывать свою Я-концепцию. Необходимо коллективное общение (пространство «Своих»), разделяющих принципы и нормы миропонимания и способных создавать и одухотворять людей в бездушном мир постмодерна.

Будучи лишены общепринятых норм и ценностей - научных или философских, религиозных или моральных, или ценностей какого-либо другого рода - и окруженные хаосом конфликтующих норм и ценностей, современные люди оказываются без какого-либо авторитетного руководителя или надиндивидуального правила. В этих условиях они неминуемо становятся неустойчивыми и молятся на случайный личный опыт, мимолетные фантазии и конфликтующие чувственные импульсы. Как лишенную руля лодку, оказавшуюся в море, такого человека качает туда-сюда силою обстоятельств. У него нет стандарта, по которому можно понять, насколько последовательны его действия и к чему он стремится, он становится непоследовательным и неинтегрированным комплексом случайных идей, убеждений, эмоций и импульсов. Неизбежным следствием этого является рост дезинтеграции и дезорганизации. Ко всему этому необходимо добавить болезненный шок, который беспрерывно разрушает его разум и нервную систему среди хаотичной и жестокой борьбы, сопровождающей переходный период. Необходимой предпосылкой здравого и интегрированного ума является присутствие социальной стабильности и не вызывающих сомнения общепринятых норм. Когда они начинают разрушаться, за этим обычно следует возрастание нервных срывов, и оба эти явления продолжают прогрессировать, усиливая и внутриличностную неустойчивость, и внешнюю хаотизацию.

Ключевая причина современного антропологического кризиса кроется в том, что «зажатый меж двух эпох, когда старые ценности рушатся, а новые еще не укрепились, человек сегодняшнего дня теряется в дебрях дезинтегрированного чувственного мира и общества. Он подобен лодке без весел, которую бросают из стороны в сторону ветры его животных страстей, выскользнувшие из-под контроля рациональных и сверхрациональных человеческих сил. (П.А. Сорокин, 1997)

Наша цивилизация движется либо к антропологической катастрофе, либо к выходу на более высокий уровень развития. В этой ситуации важнейшей задачей науки становится преодоление антропологического кризиса и определение путей научного, социального и духовного развития, позволяющих вывести нашу цивилизацию из тупика» через сохранение и развитие духовно-био-социальной природы ЧЕЛО-века. Выход из современного длящегося глобального кризиса возможен только на основе кардинального изменения мировоззрения от неолиберальной идеологии к парадигме духовно-ноосферно- устойчивого развития, где духовно-нравственные ценности и мотивы должны определять действия человека по преобразованию всех сфер жизни, в том числе и хозяйственного универсума.

 

Источники:

1. Борзенков В. Г., Юдин Б. Г. Методологические основания комплексного изучения человека // Многомерный образ человека. М., 2001.

2. Гайденко П. П. Нравственная природа человека в европейской традиции Х1Х-ХХ веков // Этическая мысль. М., 2000.

3. Джослин К., Турчин В. Кибернетический манифест // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. М., 2013.

4. Дубровский Д. И. Природа человека, антропологический кризис и кибернетическое бессмертие // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. М., 2013.

5. Лукьянова И. Чуковский Корней. М., 2006.

6. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – СПб., 1995.

7. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. – СПб., 1997.

7 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 2004.

8 Леви-Брюлль Л. Первобытное мышление. – М., 2015.

9 Леви-Стросс К.-Л. Структурная антропология. – М., 1985.

10 Бейтсон Г. Экология разума. – М., 2000.

11. Задорожный Г. В. Свобода-ответственность как личностный геном развертывания духовно-нравственного хозяйственного универсума в глобализирующемся мире / Г. В. Задорожный // Духовно-моральнісні основи та відповідальність особистості у долі людської цивілізації : зб. наук. пр. : за матер. Міжнар. наук.-практ. конф., 5-6 листопада 2014 р., м. Харків : у 2 ч. Ч. 1 / ред. О. Г. Романовський, Ю. І. Панфілов. – Харків : НТУ "ХПІ", 2015. – С. 362-367.

12. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. 351 с.

13. Сорокин П. А. Таинственная энергия любви // СОЦИС. 1991. № 8-9. С. 121137.

14. Панькова О.В. Архетип Самости как предпосылка реализации творческого потенциала человека и преодоления общественного кризиса//
http://вчені-переселенці.com.ua/load/naukovi_statti/arkhetip_samosti_jak_peredumova_realizaciji_tvorchogo_potencialu_ljudini_ta_podolannja_suspilnoji_krizi/5-1-0-33

15. Панькова О. В. Человеческий потенциал и потенциал человека в координатах цивилизационных вызовов современности//Социальное знание и современные проблемы развития белорусского общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 21-22 ноября 2013 г. /ред. кол.: Котляров И. В. (гл. ред.) и др.; НАН Беларуси, Ин-т социологии НАН Беларуси. - Минск: Право и экономика, 2013.

16. Панькова О. В. Аксиологические основания развития человека и человеческого потенциала общества в условиях глобализации/Социальная экономика. - Харьков: Изд. центр ХНУ им. В. Н. Каразина, 2014. - № 2.

17. Дубровский Д. И. Природа человека, антропологический кризис и кибернетическое бессмертие // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. М., 2013.

 
 
Фото

глобализация, духовные оринетиры.